1 Освоение программ.

Когда-то была одна программа, и программист, который был похож на технического специалиста предметом своей работы не нуждался ни в каком знании о том как работать с программой. С ней никто не работал. Она сама просто либо работала, либо нет; работала правильно, либо неправильно. Подобием такой ситуации является сейчас редкие консольные программы, которые надо просто запустить, указав пару параметров. То есть дать команду. И всё.

С тех пор много воды утекло. Программы стали управляться пользователем по мере выполнения, обрели массу настроек. Вы скорее всего будете вынуждены работать со сложной программой. Один вид её интерфейса поначалу приводит в замешательство. То, что несколько лет назад было профессиональным стало обыденным. Нагромождения панелей с рычажками, блокнотами, кнопками, деревьями, значками и ещё разными диковинными штуками, теснящиеся друг на друге и едва позволяющие видеть то над чем нужно работать с помощью всего этого стали обычным явлением. Программы -- это часто нагромождения похожих, бессистемно наваленных методик и инструментов.

С другой стороны – народ. Он просто игнорирует многое из предлагаемого ему, в том числе неявное приглашение учиться. Возникает противоречие: пользователь учиться не хочет, но хочет получать результат работы, которая предполагает знание.

Новые версии программ закономерно вызывают большие ожидания, но вот легче узнать о них не становится. Концепции работы не становятся проще. Горькая картина: 80% пользователей используют 20% возможностей программы, и 20% используют 80%.

Освоение программ означает, что вы 1)не прячетесь под стол от такого страшилища и 2)не чертыхаетесь получая не то, что хотели. Вы ориентируетесь в этой среде и эффективно работаете. В принципе это всё сделано для быстрой работы и новых возможностей. Освоение программы означает освоение новых понятий в том числе.

Реклама и документация могут хвалить свой продукт. Это нормально. Но надо понимать что вещь хорошо работающая в руках профи будет почти безнадёжна для ученика. Программы всё сложнее, всё мощнее.

Заявления о простоте многозначны. Простота – вещь относительная. Просто ли устроены часы? Просто ли устроена слива из мякоти и косточки? Просто относительно чего? Другой программы? Теории? Действий выполняемых вручную? Интерфейс с готовыми кнопками назначения которых вы скорее всего сразу не понимаете даёт вам простой путь но при условии что вы понимаете цель, методы; понимание области работы и терминологии может потребоваться.

Простота нажатия кнопок создаёт иллюзию что ничего не надо учить. Это заблуждение. Если вы не хотите тратить зря нервы и время надо учиться. Заблуждение предсказуемое – посмотрите как рекламируют на Западе программы. Как «нажимают» на простоту. Рынок программ и реклама идут на поводу у нетерпеливого пользователя потому что он покупатель. А конструирование – на поводу у мышления. Поэтому может быть расхождение. Мышление будет создавать массу кнопок и прочего, вы будете как в лесу. Вы увидите как по мере выпуска новых версий происходит намеренное упрощение слишком сложных окон. Это – большой труд. И всё же это будет сделано.

В случае беглого использования конкретного приложения вы сталкиваетесь с тем фактом что действия стали автоматическими и уже бессознательными. Ломать этот автоматизм будет трудно поэтому переход к новой программе может быть затруднён. Обычно эта проблема возникает в профессиональной работе. Новая версия программы скорее всего не создаст в этом плане заметных проблем. И наоборот другая и тем более капитально отличающаяся программа может создать проблемы. Если надо приучиться к новым сочетаниям клавиш или окну то вам может помочь настройка приложения,а если к работе с мышью – то программа которая будет конвертировать нажатие её кнопок. Но есть ещё вопрос о философии заложенной в приложении.

Сапоги впору.

Я должен признать что в большой степени эта глава мотивирована простым обстоятельством, а именно: многие пользователи и не думают сопоставить сложность своих задач со сложностью программ которые они используют. Конечно, есть такие неизбежные программы как Word, есть такие факторы как доступность программы. Это оправдание для такой ситуации. Но именно доступность часто увеличивает и создаёт проблемы освоения потому что вы видите множество программ профессионального уровня а простые надо специально искать и скачивать из интернета. Профессионал – это человек который капитально изучал и знает тонкости дела. Вы им являетесь? Будете? В большинстве случае ответ отрицательный.

В результате вы же в убытке. Хотя вы вроде бы всё можете вы реально не можете сделать ничего без проб и раздражения если подходить к такой программе как к некому аналогу примитивного Блокнота. А знаете почему это происходит? По логичной, естественной причине которая не бросает тень на вас: у вас простые задачи.

Поэтому я советую вам не лениться и добыть простые программы даже если они будут нужны только для подготовки вас в понятийном плане. Для этого есть, например, такие сайты как freeware.ru, simtel.net, где вы можете хотя бы примерно узнать что там можно скачать, и там есть ссылки на сайты предлагаемых программ. А уж на сайте вам обычно распишут подробности.

Освоение всё нужнее.

Как сказано выше, с развитием программной среды издержки незнания всё больше, и потребность в понимании и знании программ возрастает. Это значит, что вы всё больше заинтересованы в том, чтобы ваше знание было достаточно глубоким, и ваше понимание отражало бы действительность, а не ошибочную догадку. Поэтому возьмите карандаш и проработайте эту главу. Я не хочу, да и просто не могу здесь заниматься закрыванием белых пятен конкретного незнания. Я буду описывать общие подходы и случаи.

Ваш процесс получения квалификации не однороден: первые шаги – самые эффективные в психологическим плане, следующие могут не вызывать таких бурных эмоций но зато это уже не примитив. Дальше начнётся собирание того что называется tips and tricks а преподаётся на мастер-классах. Эти приёмы мастера иногда дают большой эффект. Если вы поленитесь стать подготовленным то пострадаете сами. Ещё можно сказать что человек проходит в подготовке три этапа: этап ученика – самый трудный, этап лучшего техника – наиболее подготовленного специалиста, этап перерастания темы – этап лучшего стратега, академика, стоящего над квалификацией. Он всегда свободен.

Терпение.

Когда вы сталкиваетесь с новой для вас программой не давайте обещаний себе или другим что сделаете ожидаемое за какое-то время. Будьте готовы к большим или меньшим казусам, вызванным вашим непониманием и незнанием а не программой в прямом смысле. Иногда потребуется долгий срок только чтобы разобраться в концепции. Особенно это касается тех программ, которые относятся к областям, являющимся отдельными профессиями. На сегодня это сайтостроительство, программирование, иллюстрирование, трёхмерное моделирование, инженерное моделирование и конструирование. Простая в основе область на каждом шагу по мере развития превращается в «лес» терминов и инструментов.

Общая рекомендация – и не ради лишнего занудства – выработайте привычку смотреть оглавление справки программы, за которую вы сели впервые. Даже если это простой текстовый редактор. Даже такая привычная и отшлифованная поколениями вещь как Word в первое время может раздражать некоторыми неожиданными проявлениями. Гораздо лучше потратить полдня на разбирательство чем в течение нескольких недель работать с программой в состоянии неосознаваемого напряжения. Надо искать в первую очередь существенные в плане потерь информации и ошибок аспекты работы программ, надо знать с чем вы работаете.

Что читать. Примеры. Курсы.

Здесь речь пойдёт об освоении операционной системы и приложений. Это можно сделать по-разному. В вашем распоряжении в большинстве случаев есть справка и во многих случаях – отдельное руководство, которое обычно не совпадает со справкой. Магазины полны компьютерной литературы, но поскольку бумажные тексты не гипертекстовые, а справки слишком прагматичны идеального пособия в какой-либо форме нет.

Руководства обычно существуют как файлы для Acrobat\AdobeReader, либо они существуют как HTML-документы и внешне ничем не отличаются от сайтов. Иногда с программой поставляется пособие в виде презентации: оно заполняет весь экран и обычно выключается также нажатием ESC. Оно использует ссылки.

Если вы столкнулись со странностью работы программы причина может быть не описана в справке (типично название troubleshuting для соответствующей главы) но описана в других документах поставляемых с программой. В этой книге они называются файлами сопровождения; обычно они имеют форматы WRI, TXT, RTF, Doc.

Иногда вместе с программой (или даже отдельно на сайте) есть примеры файлов ассоциированного формата которые можно открыть и посмотреть как выглядит приложение в работе.

Всегда старайтесь заполучить русскую документацию. Иногда стоит перевести её всю или часть с помощью программы-переводчика.

Всегда добывайте отдельно поставляемые туры, или, ещё лучше презентации и flash-ролики. Лучше в плане объема. Ещё может быть вам удастся найти видеокурс. В наше время с распространением формата DivX даже на DVD-плееры можно было бы смотреть видеокурс полученный из интернета даже без компьютера. Такие форматы видео как DivX, Xvid, RealMedia дают небольшой файл (хотя как сделать). Или даже видео на видеокассете. Я столкнулся с тем что курс поставляемый с приложением обрывается из-за раскладки клавиатуры. Видимо дело в том что курс рассчитан на английскую версию ОС. Также все связанные с раскладкой программы вроде переключателей могут помешать. В английской версии нет русскоязычных имён каталогов и кириллицы хотя если для таких папок как Мои документы используются некие технические псевдонимы то возможно что другие названия каталогов не помешают. Наличие видео- и анимационных курсов маловероятно на пиратских дисках тк там обычно много программ а не одна. Если бы была одна то всё равно мог бы потребоваться ещё диск под курс.

Теперь о курсах в обычном смысле слова. Есть курсы грамоты. Есть специализированные курсы (это не официальное название, а моё обозначение). Компьютерная грамотность – это не то о чём речь в этой главе. Это – как открыть файл, вызвать справку и пр. То, что я далеко перехлестнул в этой книге. Так что вам вряд ли это надо, хотя там есть наглядность. Специализированные курсы – скажем, по EXCEL – могут быть слишком требовательны. Или наоборот – слишком примитивны. Многие пользователи в России имеют квалификацию профи западного образца.

Избегайте без достаточных причин курсов типа «шведский стол» где вам понемногу расскажут о разном. У меня впечатление что это в общем не годится для заработка, а иначе стоит ли учиться? Так легче всего схалтурить – рассказать о том, о сём сколько известно, сколько получится. И придраться сложно -- «интегрированный курс». Это –- лазейка для хаотического изложения, падения планки требований к порядку.

Изменения происходящие в новых версиях.

Как уже сказано новые версии не уменьшают ваших в возможностей. Поэтому в плане мощности программы ситуация не портится. Но по мере появления новых версий происходит два важных процесса: 1)выделение в отдельную часть интерфейса или отдельную операцию того что раньше не было отдельно, это процесс усложнения по мере роста 2)оптимизация интерфейса. Каждый раз когда возникает новая часть интерфейса или операция то под неё ищется место – в окнах программы, меню. Оно должно быть таким чтобы до него можно было достаточно легко добраться. С другой стороны она не может выдавливать своих конкурентов которые более важны. Поэтому интерфейс может заметно измениться. В том числе есть тенденция к упрощению но он обычно становится сложнее так как фактор мощности сильнее.

Усложнение по мере роста даёт вам новые диалоговые и другие окна появления которых вы не ожидали. Если программа сделана для пользователей с большей подготовкой чем вы обладаете то новая версия может быть для вас хуже старой. Каждое дело которое выполнялось в старой версии может быть перенесено в отдельное окно. Так,например, в текстовом редакторе может появиться окно результатов поиска. В старой версии найденные слова просто выделялись в тексте. В новой может появиться окно где все вхождения слов собраны так что вы можете видеть их рядом.

Ощущение сложности и использование инструментов.

Возвращаясь к ситуации экранных нагромождений впервые запущенной программы с которой вы не знаете что делать я хочу снять важное заблуждение: обычно для примитивной работы не требуется знать всё что вы видите. Не требуется знать всё что написано в документации если вы хотите работать на базовом уровне.

Во-вторых эти кнопки и прочие инструменты только при непонимании создают ощущение сложности. Понимание их роли позволяет «разложить их по полкам» в голове. То есть функциональное а не образное понимание интерфейса снимает это впечатление. Не идите на поводу у него.

Когда говорят что нечто сложно то обычно происходит подмена понятий. Сама по себе сложность не важна. Важны нагрузки которые приходится брать на себя чтобы пользоваться программой. Я писал о том что современные программы дают большую нагрузку на память и мышление. Важна опасность запутаться, а запутаться можно и в трёх соснах. Именно впечатление запутанной вещи обозначается словом «сложно». А между тем все мы – в том числе читатели этой книги которые с трудом справятся с наличными приложениями – пользуемся русским языком который по сложности далеко обгоняет любые программы. Но мы им пользуемся и не чувствуем нагрузки. Потому что мы освоили систему языка, выработан автоматизм. Пока человек не сформулировал для себя некую систему – верную или ошибочную – для него всё будет выглядеть запутанным потому что он рассматривает все части одновременно. Систематизация позволяет группировать части поэтому впечатление запутанности уже не возникает.

Обычно нет необходимости использовать все инструменты. Часть из них вам может быть нужна, часть вы можете игнорировать – возможно с убытками в плане простоты и скорости работы. Для программы обычно есть более-менее чётко очерченный круг приёмов которые не дают повода узнавать больше чем известно. То есть это замкнутый стиль работы. Например если говорить о простой работе с текстом то вам кроме обычной забивки потребуется делать абзацы, двигаться по строкам. Пока вы создаёте новый документ из одного текста этого достаточно. Если у вас есть заготовки и исходный материал то придётся переносить куски текста через буфер обмена. Всё это – примитив. Но пока вы не ставите себе других задач вам ничего больше не нужно. Как только вы столкнулись с необходимостью сделать гиперссылку вам потребуется знать что это, какое значение имеет путь к файлу. Если вы не хотите при каждой смене дизайна вручную переделывать десятки слов используйте стили. Вы хотите спросить так чего же я от вас хочу? Чтобы вы искали простой стиль работы ничего не зная или наоборот всю учили подряд? Я ничего не хочу. Важно что требуется вам. Есть эти две ситуации относительного комфорта в работе и высокой производительности, вернее отсутствия пробуксовок. Всё что кроме них, все попытки сидеть на двух стульях вредны. Ваш замкнутый стиль не обязан быть примитивным. Но он должен быть замкнут.

Ложная очевидность.

Вы при непонимании основ можете неделю добиваться от программы простого эффекта но бесполезно. Простые правила не всегда очевидны. Но они просты. Они могут оказаться более логичными и эффективными чем ваше представление. Обычно если есть упорство (для которого как вам теперь понятно должно быть не любое применение) то рано или поздно наступает момент когда звучит «А-а-а! Я понял...». Следующая мысль обычно «а эта штука не так уж плоха» или «она начинает мне нравиться».

Терминология.

Здесь я хочу коснуться вопроса о терминологии. Каждая программа может иметь свою терминологию которая не обязана совпадать с терминологией подобных программ. Многозначность английского языка может подвести. Вы должны убедиться что понимаете о чём речь. Именно ошибки в терминологии ведут к тупиковым ситуациям.

В сочетании с ошибкой концептуального характера ошибка терминологии представляет собой гордиев узел для пользователя. Развязать его бывает крайне трудно. Фактически это можно сделать лишь выйдя за пределы своего понимания. А человек делает это в последнюю очередь. Поэтому делайте это намеренно. Пусть это будет вашим подходом к объяснению.

«Хорошая» и «плохая» документация.

Документация к программе может быть самой разной. Она может быть формально приемлемой, и при этом неприемлемой для вас потому что говорит не о том что делать а о том с помощью чего. Или наоборот. Вы можете получить прекрасно иллюстрированное руководство написанное в другом разрезе и закрыть его с ощущением пустой головы. Это – не вина технических писателей. Это – расхождение интерпретации и мышления между вами и авторами. Вам дают инструменты и описание того как ими пользоваться, а что вы захотите делать неизвестно, и иногда довольно бессмысленно предвидеть. Складывать мозаику работы из этого никто не обязан. Описание такого типа наиболее короткое и простое поэтому всегда есть желание так и поступать. На практике многие фирменные программы тем не менее снабжены даже примерами. Иногда примеры даются в отдельном документе, иногда – в учебнике.

Если вы чувствуете себя растерянно из-за таких пособий то вам надо не лениться и решить для чего можно делать конкретную операцию. Это может быть похоже на сальто-мортале. Большинство людей видимо не мыслят настолько абстрактно как требуется в некоторых приложениях. Но если хоть какой-то ответ возникает то это уже достижение. Когда у вас будет список ответов вы сможете увидеть что можно сделать используя их по своему желанию.

Возможно на сайте программы есть новые руководства. Сейчас есть множество книг.

А теперь я хочу сделать одно неприятное для некоторых писателей но основанное на фактах суждение. Когда вы читаете пособие, и особенно статью то обратите внимание не подсовывают ли вам чисто деляческую, дилетантскую писанину. Правильно ли автор понимает программу? Знает ли он её достаточно хорошо чтобы вас учить? Не оказывается ли этот способ неприемлемым в других ситуациях? Да, в одной ситуации результат соответствует цели, но концепция которую вы получаете вместе с инструкцией может быть совершенно неверной.

Во многих справках и другой документации есть раздел reference который разъясняет непонятные заявления более прикладных глав. По возможности берется академическое руководство (reference) и прикладывается к уникальному и поэтому не очень большому разделу или документу о том как работать именно в этой программе. Обычно reference доступен через меню или как глава документации.

Справка ОС написана довольно опасным образом в угоду стремлению сделать короткий текст. То есть в расчёте на пользователя который не хочет много читать, и он же в опасности. Потому что в поданных ниже основного текста примечаниях которые многие не станут читать есть важные сведения.

Экскурсия.

Чтобы узнать что надо иметь в виду и делать следует устроить себе экскурсию по окну программы, посмотреть её окна настроек; затем посмотрите её справку. Иногда именно осмотр окон более продуктивен и скор в плане образования чем чтение справок. Такие программы как OpenOffice из-за больших возможностей могут содержать непонятные параметры и вы всё равно в результате обратитесь к справке.

Разделы справки могут вызываться щелчками на кнопке со знаком вопроса в заголовке окна и последующим щелчком на том что вы хотите понять.

Главное лекарство. Роль впечатления.

Если вы используете современную программу она скорее всего сложна. Я много раз видел как пользователь делает попытки так и этак добиться чего-либо от программы, на это уходит время. А между тем во многих случаях в справке всё описано. При

почитайте справку, меню или литературу. Посмотрите тур.

Часто в справке есть раздел getting started который можно использовать для важного положительного впечатления которое потом долго будет влиять на работу. Главное в компьютерной практике – это удовлетворённость работой. Но для устранения проблем с программой надо не ограничиться этим разделом справки или другой документации. Раздражение и неудачи капитально отравляют работу. Особенно при программировании важно верить что все проблемы -- от неверной логики а не дефекты программ и языка программирования. Вернее, психологически это так воспринимается. Когда вы начинаете удачно то у вас формируется положительный образ программы и работы по какому-то поводу. Приложенная документация обычно лучше книг в плане создания положительного впечатления. Так, например, раздел Tutorials в AdobeHelpCenter оказался более полезным чем наличная литература.

Надо признать что современные сложные программы часто являются без знания просто фабриками раздражения. Это происходит оттого что пользователь введён в заблуждение ложной простотой и не хочет учиться, а программы рассчитаны на подготовленного а не случайного пользователя. Когда вы будете знать что надо знать то обнаружится что вы держите в руках полезную, умную штуку которая ускоряет работу и позволяет делать многое.

Программа не догадывается. Дилетант не предполагается.

Используя программу над созданием которой определённо хорошо работали вы можете опираться на то что простые в принципе действия – и особенно часто выполняемые – не должны быть сложными. Иначе производительность слишком низка. Это – критерий того правильно ли вы действуете. Фирменная разработка, а тем более не первый выпуск – вот пример такой программы. Вы сможете по другим граням заметить старательно ли, с уважением ли к потребителю она сделана. Плохая справка может быть при хорошей программе.

Действие может быть простым лишь в случае если они просты в той системе которая неявно заложена в каждом интерфейсе. Перенос на него стереотипов человеческого понимания и догадливости, а тем более обывательского примитивного мышления является незаметной «банановой кожурой» в вашей попытке освоения программы.

Поясню эту мысль. Когда вы строите трёхмерную модель то имеете дело с плоской картиной за экраном. Поэтому курсор всегда находится в плоскости окна. Ваше представление о нём как о находящемся где-тов глубине – всего лишь ваше воображение. Чтобы программа понимала где ей располагать курсор ей требуется дать подсказку. Это может быть сделано путём вытягивания с помощью мыши стрелок в окне или другим способом.




Такое объясняющее действие совершенно не нужно если исходить из того что программа понимает какую глубину вы имеете в виду. И не программа плоха. Плоха подготовка. Нет теории. Серьёзные программы обычно содержат в своей документации приемлемые по глубине теоретические сведения. То есть вы должны передать в программу достаточно информации чтобы она могла работать. Иначе она работать не будет. Например, большинство программ не запоминают с чем вы работали раньше. Поэтому они не могут догадаться что надо работать с тем же или другим объектом. Тем более интеллектуальность не типична для современных программ.

Лишние задачи.

Если вы не находите в сильной программе нужной функции то возможно она и не нужна то есть вы ставите задачу которая при нормальной работе и нормальном понимании концепции не возникает.

Настройки.

Настройки программ могут сильно сказаться на их работе. Поэтому освоение всегда включает в себя осмотр окон настроек, а может быть и чтение глав руководств о параметрах. По поводу настроек есть специальная глава.

«Интуитивная понятность».

Все заявления о том, что современные программы интуитивно понятны часто оказываются ложью. Например, интуитивно понятно что кнопка с изображением принтера обозначает печать но совершенно не очевидно что в Word существуют шаблоны и от них зависит шрифт набираемого текста.

Семейства программ.

Иногда достаточно знать общие положения, верные для всех программ; иногда полезно знать программы для этого вида работ; иногда надо знать конкретную программу, в которой вы пытаетесь разобраться. Правда, это не значит что надо именно знать другие программы, но это знание облегчит вам обучение.

Роль концепции. Как изучение интерфейса до его использования может испортить ситуацию.

В начале книги в главе о программах сказано о том как важно понимание концепции стоящей за интерфейсом. Инструменты и приёмы – это важный но другой вопрос. Ваше невежественное понимание концепции будет самоуверенным, а правильная концепция может быть совершенно неочевидной и практически непредсказуемой. Возможно, профессионалы шли к ней годами. Она может на ваш взгляд быть абсурдной. И только более глубокое знание и опыт покажет её правильность.

Правильность реальной концепции может быть обоснована не принципиальными отличиями а удобством и трудностью реальной работы представление о которой у вас ошибочное или отсутствует.

Кроме того это вопрос терминологии, и терминология становится особенно лживой после перевода то есть русификации интерфейса. Понятие может иметь слишком много значений чтобы нельзя было ошибиться. Обратите внимание что вы не будете специально думать о том какие ещё значения слов могут быть. Логика может вас подводить убеждая в том что ошибочно. Это означает что вы ей пользуетесь в неподходящей, неверной концепции.

Так например если вы заняты анимацией то обычно имеете дело с линейкой на которой отмечены ключевые кадры. Это полоса в окне программы под которой как на линейке написаны секунды: 0, 1, 2 и тд.




Теперь представьте что вы не заметили этих цифр – это вероятно при том что вы не посчитали это важным. То есть в первый момент вы, конечно, увидели их но потом совершенно перестали на них смотреть. А зачем? Ведь всё ясно. Теперь вы будете работать исходя из того что нулевое значение всегда находится в крайнем левом положении. Масштаб делений может меняться, но это – нет! Абсурд, зачем нужно гонять нуль по линейке, он должен быть только там. Разумеется когда вы осваивались и были очень осторожны то видели линейку в первоначальном состоянии и не пытались её изменить. То есть вы не проверили своё понимание делом, не попытались двигать линейку,и не могли подумать об этом. Теперь, когда вы уже вовсю пользуетесь программой вы всё ещё убеждены что это так. Вы не знаете зачем может быть нужно иначе. И только хорошее знание основ анимации которые не связаны непосредственно с программой и могут быть не описаны в её справке говорит о том зачем надо сделать нуль подвижным. Без этого знания вы не будете понимать почему программа содержит дефектную с вашей точки зрения линейку и почему не получается то что должно получаться. Почему-то вы не видите начала анимации... так ноль находится после её начала! Вы его не видите в упор потому что решили что он не заслуживает внимания. А программа не дефектная а профессиональная. Чтобы ваша анимация нормально выглядела может быть надо чтобы она началась до нуля секунд.

Ваша работа во многом определена программой, и надо поступать как она требует. Это единственный путь к успешной работе. Требования программы и ваши представления о том, как надо работать, будут не всегда совпадать. Тем не менее, каким бы абсурдным образом не была организована работа, так и надо поступать.

При освоении программы нужно пользоваться обычной логикой, например, вы знаете, что вначале надо иметь числа, а потом уже складывать, вычитать и пр. Мышление - это огромное подспорье и иногда необходимый способ найти выход из трудной ситуации.

Когда вы получаете в руки программу западного производства вы должны быть особенно хорошо подготовлены к тому что операции будут поделены на неожиданные для вас части. Вам потребуется взять в каждую руку по ложке чтобы есть.

Резюме по вопросам и препятствиям.

Автор понимает что книга стала слишком велика, а кочек на пути ученика много, и помогать надо быстро. Возможно тут не все важные аспекты.

Экран, спящий режим, включение, выключение,хранитель экрана.

-работает хранитель экрана или переход в спящий режим

-программное выключение после загрузки файлов, по параметрам работы загрузчика

-смотреть состояние сетевого фильтра или источника бесперебойного питания

-горят ли светоиндикаторы

-есть ли шум

-подвигать мышкой

-нажать на кнопку WakeUp

-нет питания

-выключен тумблер на задней части системного блока

Проблемы при загрузке.

забытый в машине загрузочный носитель

неверные значения BIOS поставленные в прошлом сеансе

серьезный дефект в ОС или программах раннего запуска

случайное нажатие F8 при загрузке

проблемы с одной из систем на уровне техники. См документацию.

в предыдущем сеансе работы были сделаны изменения которые сейчас вступают в силу

загрузка в безопасном режиме

изменения в технике к которым не была готова ОС

добавлены новые программы которые долго грузятся

клавиатура, мышь, язык, набор текста.

плохой контакт

не катится шарик мыши

мышь не обеспечена драйвером

нормально

нет драйверов

не поддерживаются ОС или приложением старых выпусков

не нажат NumLock или включён ScrollLock

конец или начало документацию

автозавершение слова выполнено вместо этого

случайный переход в меню программы

неодновременное нажатие клавиш

есть только один язык – требуется настройка

не поддерживается приложением

дефект клавиатуры

работа программы-переключателя

сбой, часто требуется перезагрузка нажатием reset

замедление из-за большой занятости

пароли и вход

он сменён администратором

не тот язык

не тот регистр

не те символы при том же звучании пароля

вместо пробела набирать подчёркивание

набирать без пробела

вы в другой группе

вид перенастроен

установлена новая оболочка

новые и подключённые узлы

USB-носитель не виден

ещё не найден

не поддерживается ОС

нет контакта

не виден, не работает

нет драйвера

нет контакта

не поддерживается ОС

нет нужного приложения

CD\DVD

не читается

положен неправильно

ещё не найден

пуст

тип не поддерживается ОС или плеером

поцарапан

загрязнён

тип не поддерживается ОС или плеером

пуст

неправильно записан

потерял данные

не пакетный

не та версия пакетной записи

финализован,закрыт

переполнен

штампованный

не пуст

не пакетный

не записан как автораспознаваемый

запрет ОС на запуск программ

автораспознавание выключено

не читается

проблемы со звуком

колонки выключены

нет громкости в ОС

нет громкости в плеере

нет контакта

нет драйвера

нет звука в файле

формат файла или диска не поддерживается

программа не поддерживается ОС

время записи лимитировано

нет места на носителе

нет контакта

нет громкости

нет драйвера

интернет

отключено программно по таймеру

отключено программно по объёму полученных данных

модем или сетевая карта не обспечен драйвером

глюки ОС

нет контакта

не настроено

не установлены протоколы

обрыв из-за нестабильного соединения или перегрузки сервера

перегружен сервер

перегружен прокси-сервер

большой объём данных

идёт фоновая загрузка обновлений

идёт предварительная загрузка Active-X объекта

загружается flash-ролик

глюки ОС

параллельные процессы синхронизации,закачки файлов и пр. начались автоматически

случайно включена загрузка графики

ожидается получение видео\звука

работает загрузчик (насос)

в документе есть врезка адрес которой в интернете

задействована ссылка на интернет-адрес

работает ярлык со ссылкой на интернет-адрес

запрос отклонён, запрещён доступ – если вы не вводили пароль или иначе не авторизовались то для всех

неверная строка

автоматическое переключение языка

слишком сложный запрос

слишком общий характер запроса

искомое слово используется в другом слове которое часто встречается, см расширенный поиск

есть синоним который используется вместо искомого слова

мала база поиска

не настроена

смешение данных двух ящиков

нет соединения

не настроен ящик на сайте

автоматическое переключение языка

неверная строка

не тот регистр

не тот язык

нормально

ещё не загружен

выключена графика

выключена анимация

нет flash-плеера

врезки недоступны (обычно потому что находятся в WWW)

глюки и зависания именно компьютера

техническая задержка

перегруженность

глюк ОС

глюк приложения

проблемы с клавиатурой или мышью

недостаточное или редкое нажатием

проблема настроек ОС

проблема настроек приложения

нечитаемость диска

проблемы печати

ещё не получил все данные

не подключен

не включён

не обеспечен драйвером

Конспект типичных проблем.

Какие есть типичные источники трудностей при работе с программами? Я постараюсь собрать как можно больше ответов:

Отступление о программировании.

Выше имелись в виду популярные программы и не форс-мажорные ситуации, кроме того эти соображения не относятся к опытам программирования и взлома, то есть «хака». Многие юные владельцы компьютеров довольно скоро берутся программировать. Эта тема здесь не рассматривается и надеюсь что можно обойтись без определений; хочу лишь сказать, что программирование несомненно создаёт трудности 1)выполнения программ, например «звонок» по поводу глючного поведения программы отправляется в штатном порядке в ОС, а тут порядок может быть иным 2)взаимодействия программ вообще 3)создания программ. Эта тема тоже компьютерная но совсем другого рода. Обычная практика даже при трудностях выглядит автобаном по сравнению с просёлочными колдобинами программиста, особенно если он не обладает достаточной дисциплиной. Прежде чем программировать надо съесть пуд соли обычной работы.