1 Видео.

Под видео обычно понимают то что видно в телевизоре после нажатия кнопки play на видеомагнитофоне. Это верно. Но видео в более широком значении имеет отношение к компьютерам. Эта глава лишь пунктирно обозначит эту большую тему.

В наши дни, когда стоимость дешёвой видеокамеры упала до 250 долларов она может из экзотики превратиться в более-менее популярный товар. Что может полнее показать моменты вашей жизни в её нескованом выражении чем видео, что может соревноваться с ним в оперативности съёмки? Ничто. Фотография имеет только преимущества качества. Многие камеры имеют фоторежим. Вы можете надрать снимков из видео с помощью компьютера. Ценность старых записей будет только возрастать.

Простое описание вопроса.

Уже написав эту главу я осознал что многие будут просто не готовы к таким сложностям с видео которое само является побочной темой в этой книге. Поэтому для начала опишу просто всё что связано с видео.

Если у вас ещё нет видеокамеры то обратитесь к знающему человеку чтобы сделать выбор. Это не может быть консультант магазина.

При использовании камеры проследите чтобы у вас хватило электричества в аккомуляторе и пустых кассет или дисков. Не допускайте резкой смены температуры, иначе камера может автоматически отключиться.

Если ваша камера пишет на DVD то диск можно сразу проиграть на плеере. Иначе вы должны будете захватить видео в компьютер или видеомагнитофон.

Видео, захваченное в компьютер можно редактировать. Некоторые камеры позволяют редакцию видео используя телевизор и видеомагнитофон.

Видео, захваченное в компьютер можно записать на CD\DVD диск в разных форматах.

Если вы даёте человеку видеозапись которая будет проигрываться на старом компьютере то может потребоваться переписывание видео в другом формате (например Intel Indeo) чтобы техника могла справиться с нагрузкой.

Что можно сделать с видео.

Поскольку может случиться что диск с видео попадёт к пользователю который не сможет - скажем, из-за недостаточных прав под управлением Windows2000 или ХР, или незнания – установить кодек для вывода видео надо подумать о плеере который сможет это делать без установки кодека. Тем не менее кодек как и плеер надо написать на диск с видео, тут преимущества по тем же причинам имеют плееры которые работают без инсталляции. Даже если ваш стандартный плеер воспроизводит фильм его более ранняя версия может этого не делать.

Сказанное может не получиться из-за того что добавление нарушает стандарт под который пишется диск, то есть дисковый формат. В общем эта рекомендация и не относится к такому случаю. Тогда надо просто следовать правилу которое имеет смысл и в других случаях: писать на диске не только о чём он но и формат файла или диска. Вы можете писать на перезаписываемые диски и потом проверять результат если устройство воспроизведения вообще «понимает» такие диски. Если диск вам не понравится его можно будет очистить и использовать как угодно в дальнейшем.

Всё написанное не означает, что вы должны уйти от кассет. Можно отредактировать видео в компьютере и записать на кассету. Если ваша видеокамера сразу пишет на DVD-диск то его можно посмотреть на плеере или в компьютере без обработки. Иначе ваша камера пишет на подключённый винчестер,в компьютер и\или видеокамерную кассету.

Важные замечания.

Все вопросы видео требуют тщательного отношения и имеют касательство к технике и её конкретным особенностям. Если вам не хватает мощности деталей можете подумать о RAID-массиве и других подобных средствах, однако экстремальные методики вроде разгона микропроцессора опасны для техники. Разные кодеки и разные их версии предъявляют разные требования к мощности. Этот вопрос, как и многие другие надо прояснять с помощью документов WWW.

Важно понимать что когда речь идёт о видео то имеются в виду либо форматы дисков либо форматы файлов. На дисках имеющих формат для видео находятся файлы имеющие видео, но тут в общем случай формата диска, а не видеофайлов. Плеер – программный или физический – может играть лишь некоторые форматы; часто один плеер может играть и файлы, и диски, но не любого формата. Не соответствующие формату данные не будут обслуживаться.

Воспроизведение.

Вас должно прежде всего интересовать воспроизведение видео в компьютере, это позволит не терять качество на обычных телевизорах. Это можно сделать так:

Штатный плеер не является универсальным. Его работа, как и многих других плееров зависит от наличия кодеков. Наиболее универсальным является RealOnePlayer, но он не самый быстрый.

Копия диска.

Если вы хотите создать копию диска то в наиболее быстром случае потребуется два дисковода, обычно стационарный компьютер имеет два отсека для них поэтому никаких конструктивных препятствий не будет. Интересно рассмотреть возможность копирования данных без записи на винчестер, хотя это не значит отказа от системы защиты от опустошения буфера (см главу о дисках).

В качестве альтернативы выступает создание образа диска и последующая запись его на другой диск. Этот вопрос освещён в главе о DVD\CD дисках.

Конкретика этого процесса будет определяться программами. Может быть такие программы приложены к вашему CD\DVD устройству.

Видеокамеры и подобные устройства.

Несмотря на то что эта книга о компьютерах я считаю нелишним сказать несколько слов о видеокамере. Здесь я буду иметь в виду видеокамеру в строгом смысле а вэб-камеру – нет потому что гораздо более простое устройство. Также надо упомянуть цифровые фотоаппараты и мобильные телефоны с видеофункциями.

Телефоны сейчас в этом плане находятся в детской стадии развития несмотря на то что к ним могут прилагаться программы для подачи видео в компьютер.

С фотоаппаратами ситуация совсем иная. Ваш фотоаппарат может быть источником видео с хорошим качеством, продолжительность съёмки будет разной смотря по модели аппарата и ёмкости его памяти. Техническим способом передачи в компьютер будет скорее всего порт USB версии 2 или более поздней. Цифровые фотоаппараты быстро развиваются и всё более вероятно что они имеют свойства видеокамер. Это относится и к формату видео, на сегодня насколько мне известно нет широкой (или никакой) поддержки формата DV который в случае цифровых видеокамер применяется на каждом шагу. Конкретика будет определяться моделью и программами.

Теперь о видеокамерах. Я не уверен что на момент написания этих строк в продаже осталась хотя бы одна нецифровая – то есть аналоговая – видеокамера. Цифровая видеокамера в процессе съёмки выполняет оцифровку кадров то есть преобразует их в тот же тип данных который используется в компьютерной практике. Это не означает что камера обязательно создаёт материал просто читаемый в компьютере или создаёт файл. Аналоговая камера пишет кадры без оцифровки. Модели обеих типов могут использовать кассету, то есть писать на плёнку. Запись на флэш-карту является факультативной функцией.

Но это сведения академического характера. Видеокамера – не та вещь которую надо покупать потому что ваш знакомый имеет такую же модель, не та вещь которую можно покупать не зная модель. Поэтому надо идти в интернет-кафе и взять в интернете несколько инструкций, прочесть популярное изложение ситуации с форматами. Я писал как важна поддержка стандартов.

При выборе модели главным является качество картинки. Его можно улучшить в компьютере но не беспредельно. Например, не существует реального способа увеличения резкости. Новые детали не появятся. Увеличится резкость границ. Две камеры могут поддерживать один формат и давать разное качество кадра. Не верьте рекламе. Ищите тесты.

Второй важный момент – элементы автоматизации и адаптации камеры к объекту съёмки. Например,камера будет подстраиваться при смене освещения. Сейчас типично что камера имеет множество настроек. Слишком большое количество режимов создаёт неоправданную сложность, слишком малое ещё хуже потому что желаемый вариант может быть исключён. В общем всё что связано с настройкой и автоматизацией надо внимательно прочесть.

И не считайте что вы обязательно «просто будете в авторежиме». Это слишком дорогая вещь чтобы создавать потребность покупать новую камеру когда вы обнаружите что авторежим не годится для ваших целей.

Вот некоторые другие вопросы с которыми надо определиться:

Камера на сегодня обычно сложное устройство главной функцией которого является запись видео на видеокамерную кассету либо DVD-диск. Она обладает откидным экраном для просмотра уже снятого видео или он работает как видоискатель, снабжена множеством кнопочек которые ничего не меняют в принципе. Так, например, есть кнопка для коррекции при съемке в тени. Она полезна когда вы хотите снять нечто в тени хотя вокруг этой тени совсем другая освещённость. Камера не «знает» что вы хотите снимать, она лишь может быть настроена для того чтобы в основном учитывать середину кадра. Есть кнопки для просмотра фото и прочие.

Поскольку камера участвует в процессе обработки видео как часть то её полезно понимать как чёрный ящик содержимое которого безразлично. Нас интересует место камеры в процессе, её функции и соединения.

Обычно когда идёт съемка камеру ни к чему не присоединяют. Я рассматриваю ситуацию классической съёмки а не функции вэб-камеры.

Когда видео снято то наступает время для списывания видео с камеры если она не пишет на DVD. Вас должны интересовать аналоговые или цифровые выходы камеры, то есть выходные разъёмы.

С другой стороны если вам почему-либо надо записать видео на камеру то важны входы.

Часто есть ещё запись на клэш-карту. Если это так то ваша видеокамера является устройством чтения и может быть записи для тех форматов карт которые она «понимает». Её можно прочесть подсоединив камеру к компьютеру через разъём USB.

Все экзотизмы укладываются в то обстоятельство что вы используете входы и выходы камеры одновременно или нет, во время съёмки или нет, и есть другие обстоятельства которые уже не относятся к камере.

Эта общая схема несколько наведёт порядок в вашей голове и будет конкретизироваться инструкцией камеры.

Захват. Видеомонтаж.

Захват видео – это запись с видеокамеры, хотя, конечно, запись с видеомагнитофона тоже следует назвать захватом. Захват делают для редакции видео и\или записи на конечный носитель, которым обычно является DVD или CD.

Некоторые программы захватывают видео только с аналоговых или только с цифровых камер. Аналоговая камера пишет сигнал так сказать буквально, цифровая – в цифровой форме, то есть во втором случае добавляется специальная обработка, оцифровка. Поток данных при захвате в первом случае больше, поэтому больше потребность в их сжатии.

При захвате видео для видеомонтажа обычно не делают конвертации с потерьными методами компрессии. Одна из причин этого – ухудшение качества, другая – не все программы смогут открывать такой файл, третья – может не хватить мощности на такую обработку.

Объясню. Существуют разные форматы видеофайлов, которым соответствуют разные методы компрессии, дающие файлы разного размера. Именно потерьные алгоритмы обработки используются для создания видео на дисках. Это академическое понятие, а не гарантия посредственного качества фильма.

На практике это сводится к тому что при захвате с видеомагнитофона и аналоговой камеры используется непотерьная компрессия для которой нужен специальный кодек, а при захвате с цифровой камеры – нет никакой, хотя кодек нужен и в параметрах захвата выставляется тот же формат, что и у видео в камере. То есть при захвате видео не примитивизируется независимо от того видно ли при этом ухудшение изображения.

В результате в обеих случаях получается большой файл, поэтому для обхода ограничений системы записи FAT16 и FAT32 можно автоматически нарезать видео при захвате на куски по 2 гб (если это позволяет захватная программа).

Для захвата на старой машине может пригодиться RAID-массив. Это совокупность винчестеров которые работают вместе, одновременно. Благодаря этому можно увеличить скорость записи видео. Захват – самая главная работа тк она фатально сказывается на результате и единственная которая так зависит от мощности техники. Для этого вы можете применить например программу RAID Toolbox. Подробности об этом вы сможете найти в интернете.

Для захвата может потребоваться дополнительная плата, однако это не обязательно именно плата видеомонтажа, которая гораздо дороже. Обычно используется гнездо стандарта IEEE1394. Разъём USB версии 1 не обладает достаточной пропускной способностью для захвата видео.

Все опасные в плане утраты достаточной мощности задачи снимаются, как и все прерывающие, и также надо установить параметры режимов работы машины чтобы избежать отключения. Конкретно это выливается в отсутствие каких-либо лишних окон приложений и установку параметров спящего и ждущего режима и отключения дисков (см справку ОС). Когда придёт время большеобъёмных дисков или при компрессии на-лету на CD\DVD диски возникает вопрос о скорости записи которая зависит от модели дисковода и работы «тормоза» если таковой имеется. Сейчас это возможно для формата DivX, хотя не на любой технике. Но это уже вопрос не монтажа, а создания готового фильма. Задания синхронизации, антивирусной проверки и прочие подобные задачи должны быть сняты. Вообще надо представлять какие процессы происходят – на этом уровне – уровне приложений и понимать их роль и значение для вас. Я не имею в виду технические детали, самое близкое к этому – уровень нагрузки на технику. Это общее замечание верное не только для захвата.

Следующий этап – монтаж. Программы для монтажа иногда позволяют редактировать и звук видео. Вы можете комбинировать видео из разных источников и с разным размером кадра.

К вопросам работы с программами мы ещё вернёмся когда будем обсуждать VirtualDub.

Компрессия.

Затем в общем случае выполняется компрессия. В общем есть два пути выполнить её: 1)создать диск выбранного формата 2)создать файл выбранного формата. Предлагаемая некоторыми программами возможность создания диска есть создание файла как части данных диска, который скорее всего придётся «собирать» в другой программе, обратите внимание на эту двусмыслицу. Если вы создаёте файл не под формат диска а просто как независимый видеофайл то можете произвольно задавать его параметры, однако учтите что они связаны с мощностью техники при просмотре; надо иметь в виду и требования к версии кодека предъявляемые некоторыми плеерами, в общем надо смотреть что именно будет воспроизводиться на плеере который будет использован для просмотра. На сегодня большинство DVD-плееров играют и какие-нибудь другие форматы кроме DVD-видео; это прежде всего MPEG; формат DivX постепенно распространяется, остальные форматы на сегодня поддерживаются редко или вообще не будут поддерживаться. Следующий кандидат на массовое применение после DivX – Xvid. DVD-видео использует формат MPEG2 с чётко очерченными параметрами, можно делать файлы того же формата с другим размером кадра, компрессией и пр, но это уже вопрос о создании диска с видеофайлом а не DVD-диска видео. Нет однозначного соответствия между расширениями и форматом. Компрессия может занимать много часов.

При создании сетевого видео, как и вообще конвертации видео результирующий файл может быть гораздо меньше чем исходный. Это определяется форматом и параметрами конвертации. Чтобы уместить видео на вашем носителе есть два хороших способа: 1) использовать специальный калькулятор размера; 2) выполнить сжатие 60-90% видео и оставшихся 40-10% отдельно. Это значит что большая часть будет гарантировано влезать на носитель а меньшая часть может быть быстро переделана если не уместится. Чем меньше исходный материал тем быстрее компрессия. Это ведёт к тому что ваш фильм делится на 2 части и может означать что надо его захватывать дважды, создавая два файла.

Для создания малообъёмных и потоковых (для сетевого показа) видеофильмов в формате realmedia вы можете использовать например бесплатную программу ABC VideoRoll1 или Zweistein. Этот формат даёт наименьший объём. Следующий за ним по объёму формат среди популярных – WMV (ASF). ASF – это потоковый формат видимо родственный WMV. Также формат FLV (Flash) даёт небольшие ролики при изображении с резкими границами (содержимое экрана) но он может создавать большую нагрузку на микропроцессор.

Возможно формат QuickTime (QT, MOV) незаслуженно обойдён вниманием но тут как и в других случаях надо помнить что не у всех есть кодеки или плееры для этого формата. В плане их наличия дело лучше всего у форматов WMV, ASF. Также видимо у многих на компьютере есть кодек для формата DIVX.

Штатный плеер версии 9 понимает файлы AVI, WMV, ASF, производные от MPEG. Надо оговориться что не все файлы формата AVI будут им воспроизводиться тк они могут быть форматов DIVX, XVID и прочих. Как уже сказано нет однозначного соответствия между расширением и форматом.

Программы. VirtualDub.

Для видеоработ есть множество программ. Многие из них созданы только для компрессии. WindowsXp включает WindowsMoveMaker для захвата, простой редакции и компрессии в формат WMV, который воспроизводят лишь некоторые аппаратные плееры, но многие программные, то есть это на сегодня формат в основном для компьютерного просмотра. Приложение не запускается без звукового оборудования.

Нынешние программы в основном созданы для комбинаторных операций,спецэффектов и настройки параметров выходного видео, но анекдотизм в том что существует бесплатная программа Wax которая во 2 версии имеет набор функций на уровне дорогих платных приложений. Мне удалось с её помощью фрагментарно избавиться от нерезкости которая происходит от автоматической фокусировки камеры.

VirtualDub – довольно мощное бесплатное приложение позволяющее выполнить не только монтаж и компрессию, но и видеозахват. Надо заметить что программа имеет непринципиальные дефекты (паузы и пр.), настройка требует терпения, и захват сложен. Тем не менее приложение даёт как мне показалось лучшее качество захваченного видео, то есть известные мне другие программы не дали столь резкого видео.

VirtualDub относится к числу программ требующих нажатия кнопок на камере для захвата; многие другие хватательные программы могут управлять камерой через свой интерфейс. То, что захват вообще идёт в VirtualDub не следует из перехода в состояние захвата, иногда только после его остановки выходит сообщение что ни один кадр не захвачен. Практическая мораль в том чтобы проверять результат. Звук подаётся через отдельный провод на стандартный вход звука вашей системы, его параметры компрессии тоже придётся определять.

Вы создаёте видео не из всего исходного – захваченного - файла, а из выделенной его части.

Для VirtualDub есть и будут создаваться фильтры для редакции кадров. На сегодня есть такие фильтры:

и другие.

Для автоматизации работ можно использовать скрипты VirtualDub и AviSinth.

Для компрессии есть например Any Video Converter 2.62 (конвертация для DVD, в MPEG, во Flash, в MP4 (MPEG), в AVI (XVID, WMV, MPEG, H263, X264, hoffyuv, ffv1), WMV), Quick Media Converter 3.5.7 (конвертация в QuickTime, MP4 for Ipod, FLV, DIVX (AVI), WMV, для DVD, для VCD, 3gp\3g2 for phones, Iphone (MP4), XVID (AVI), ts dreambox\freebox, xbox, PSP, PS3, high resolution Wii). Последняя программа очень наглядна, позволяет захват видео и экрана. Оба приложения бесплатны.

Any Video Converter 2.62 в качестве исходного файла использует файлы форматов AVI, WMV, ASF, DVR-MS, MS-DVR, MOV, MP4, 3GP, M4V, QT, RM, RMVB, FLV, MKV, MPG, VOB, DV, M1V, M2V, DAT, AMV, а про Quick Media Converter 3.5.7 сказать трудно тк его фильтр типов файлов имеет всего одно значение: все известные (программе) форматы.

Программа MediaCoder предназначена для конвертации видео и звука. Она бесплатна.

Ещё я хотел бы обратить ваше внимание на такие программы производства польского программиста Яцека Пазеры как Pazera_Free_PSP_Video_Converter. Он создал несколько программ которые ничего не стоят и не очень сложны. Эти «пазеры» – в основном для компрессии.

Для конвертации в формат ASF есть например программа Prizm, она бесплатна. Она также конвертирует в форматы WMV, MPG, 3GP, MP4, MOV, FLV и может увеличивать\уменьшать размер кадра и частоту кадров. Это довольно большой набор возможностей, а размер программы всего 230 килобайт поэтому её можно легко скачать даже через медленное модемное соединение и при повременной оплате.

Для смешивания нескольких видеороликов и звуковых дорожек видимо годится приложение TrakAxPC (или ABCVideoRoll). На рисунке ABCVideoRoll с выбранным фильтром формата RealMediaVideo 56 k.





1 Требуется плеер QuickTime 4 (или более поздний)