1 Введение.

Нижеследующий текст предисловия направлен на то чтобы читатель понял

Чем будет компьютер для вас.

Эта книга – не учебник по «электронным книгам». Эта книга посвящена настольным и портативным компьютерам типа РС. Их технические возможности будут определять их роль. С этой оговоркой автор описывает аспекты компьютерной практики с которыми придётся столкнуться всем пользователям.

Что такое быть подготовленным и сколько времени займёт обучение?

Когда говорят об умении работать с компьютером возникает слишком много возможностей понимать это неправильно и вообще по-разному. Отсюда происходят ошибки. Поэтому надо сделать уточнение.

Когда вы работаете с компьютером вы с разной вероятностью сменяете программы. Пока вы не знаете что это но смысл поймёте. Больше или меньше к этому подталкивают обстоятельства. Каждая программа требует знания того как с ней работать – хотя бы поверхностного. Если это не первая программа такого типа то часто вы можете опираться на то что уже знаете. Но обычно этого мало и всё равно приходится учиться.

Во-вторых «уметь» -- слишком растяжимое понятие. Может быть вам скажут что освоить компьютер вы сможете за месяц. Что под этим понимать? Для кого-то это и правда достаточный срок. Это зависит от пользователя. Можно выделить уровень грамотности, понимания, автоматизма, мастерства.

Разные ситуации требуют разной подготовки.

Я бы сказал что для человека с нормальным усвоением уровень грамотности который просто является фундаментом и не имеет специализации требуется 40-60 часов интенсивного обучения и практики при этом, то есть это объём компьютерных курсов. Для приобретения лёгкости нужно увеличить этот срок в несколько раз. Фактически для того чтобы стать хорошо подготовленным требуется несколько лет. Мастерство в сложных работах практически нельзя определить в этой плоскости.

Большинство читателей не смогут прочесть книгу так же быстро как в случае художественной литературы. Это – более требовательный текст. Но за месяц пока вы её читаете вы получите квалификацию которую обычно приходится нарабатывать несколько лет. К тому же вы избежите многих проблем возникающих у учеников.

Аргументы против обучения.

Теперь, когда вы хотя бы примерно знаете насколько долго вы будете учиться самое время сформулировать за и против того чтобы вообще делать что-нибудь. Аргументы «за» есть в главе о возможностях компьютера хотя это капитально зависит от программ. Без программ вы ничего не сможете сделать. Аргументы «против» не так очевидны. Вот что вас может остановить:

Слишком категоричные и завышенные требования.

Отрицательный фактор, связанный с компьютерной литературой – заблуждение, что это сложная техника для умных. Если вы доберётесь до эксплуатации компьютера то, очень вероятно, посчитаете это логичным и простым делом в одних случаях, и другим – в других. Как видите, я не выдаю сложное за простое, но, в зависимости от целей работы она может быть разной.

Я постарался сделать книгу понятной возможно большему числу людей помня что далеко не все увлекаются копанием компьютерных вопросов, и не надо. Она не относится ни тематически, ни в плане ожидаемых способностей к литературе для компьютерных специалистов. Это не пособие для администраторов, программистов и пр. Правда, в силу ожидаемого организованного мышления имеются очевидные трудности у сумбурных натур; дуракам же, надо честно признать, эта книга вообще не показана.

У меня есть подозрение, что многие путают книги по ремонту и программированию с такими пособиями. Это - совершенно автономная, легко отделяемая квалификация, и это не про вас.

Факт в том что и слабоподготовленные и мастера работают с компьютером, хотя по-разному и с разным результатом. Я думаю что есть множество людей которые сильно преувеличивают реальные требования к своим способностям; также есть частое преувеличение степени риска. Вы можете спросить знакомых насколько легко и быстро они научились.

С другой стороны люди слишком мало работают и не понимают что нужно другое отношение. Но это обычно не вопрос риска а вопрос сложности и освоения. И это зависит от вас.

Доступная машина. Окружающие пользователи.

Предполагается наличие компьютера. Иначе читать бесполезно в плане навыков и малополезно в плане обучения в академическом смысле.

У знакомых дома или уже используемый совместно у вас дома – вариант но обратите внимание на следующее:

Я предполагаю что есть человек который поможет вам с паролем и группой в случае если машина на рабочем месте. Если вас просто добавляют к аудитории домашних пользователей то конечно может быть что никто не знает что вообще есть какие-то пароли и группы. Но если эти люди уже пользуются машиной то и вы можете. Пароль и группа не необходимы в этом случае так как вы используете тот же способ входа что и другие пользователи, а выделение группы не обязательно в этом случае – вообще говоря. Но желательно или необходимо смотря по ситуации по причине защиты данных. Выделение пароля и группы позволяет отделить область работы одного пользователя от другого. То есть если вы сделаете что-то не так то другие от этого не пострадают если вы не администратор. Это психологически важно.

Если же вы не входите во множество пользователей то это случай когда вы либо сами определяете пароль и группы либо есть приходящий человек который это сделал и должен вам сообщить хотя бы пароль пользователя.

Это может быть машина у вас на работе, но такой вариант нежелателен так как вы будете чувствовать себя напряжённо по тем же причинам. Кроме того часто это машина подключена к локальной сети используемой по работе поэтому поводов для стресса больше.

Все эти неудобства будут устранены если вы используете свою машину которая в вашем полном распоряжении. То есть вы – единственный пользователь. В таком случае вы обычно должны иметь административный пароль, а пароль пользователя вам бесполезен. Вопросы администрирования и роль приходящего администратора и мастера рассмотрены ниже.

Я докажу вам что техника не находится под угрозой.

Это не значит что вы должны покупать компьютер. Одних этих причин мало. В этой книге есть глава о покупке.

Любой компьютер выпущенный после 1993 года так или иначе может быть приспособлен для практики. Эта оговорка означает что 1)может потребоваться обновление некоторых его частей 2)если не добиться нужных параметров машины то свежие выпуски программ не будут работать, некоторые программы не будут работать совсем.

Это обычно не принципиально. Вы занимаетесь освоением основ. Поэтому пока о специальной подготовке которая действительно может потребовать мощной техники не волнуйтесь. Потом по мере нужды вы можете купить нечто более свежее.

Но вам надо чтобы на доступной машине работала Windows95 или более поздний выпуск Windows. Пока это для вас непонятно но вы сможете спросить и отобрать по этому критерию. Если вы имеете машину которая слаба для Windows95 то можно поставить её купированный вариант но он может не работать в конкретном применении хотя в целом работать будет. Об этом написано ниже. Такая машина годится для базовой подготовки а другого применения ей нет особого смысла искать так как в общем надо иметь машину посильнее.

С другой стороны покупать обычно надо не под этот критерий. Покупать надо в расчёте на бо'льшую нагрузку: под Windows2000 или сильнее – смотря по вашим планам. Вы можете покупать б\у или новую машину смотря по запросам.

Эта книга ориентирована на Windows2000, но не категорично. Третье издание есть результат небольшой редакции второго и пишется уже по опыту эксплуатации Windows XP. Некоторые программы не работают с Windows2000, но работают с WindowsXP. Выбор между Windows2000 и WindowsXP это выбор операционной системы для вашего компьютера. Об операционных системах написано ниже.

Эта система обладает довольно хорошей документированностью, чем дальше назад, к старым выпускам, тем хуже с документацией. Она вам потребуется.

Если вы столкнулись с расхождением между текстом и практикой то это может быть оттого что вы у вас не Windows2000.

Для этой книги вам нужен только компьютер. То есть принтер и прочие подобные вещи не нужны хотя описаны.

Сложно?

Надо иметь в виду что именно этап обучения требует больше всего собранности и некоторые пособия (в том числе это) по необходимости а не прихоти автора производят впечатление той сложности которая не присутствует в практике.

Опытный человек часто опровергнет это заблуждение. Вы можете это проверить. Звучит что-нибудь вроде «это просто, вы справитесь, не волнуйтесь».

Это является свидетельством довольно высокого качества этих пособий. «Лёгкие» книги вроде «Windows для идиотов» во многих случаях не могут быть достаточно хорошими и оправдать своё прочтение. Автор видел эту книгу и считает что она является обманывающей потому что фактически вам надо знать больше. Пока ещё рабочая среда не дошла до такого уровня идиотизма. В части случаев это трудно представить. Но это вопрос прогресса.

Тут вам предлагается короткий, но не ущербный а сжатый курс. Он написан чтобы сделать вас способными к самообслуживанию почти во всех случаях. Это – не прихоть а потребность.

И не волнуйтесь – вы как и остальные со временем будете делать всё что хотите (или что надо).

Об этой книге.

Насколько автор знает русскоязычный рынок компьютерных учебников, большинство подобных этому пособий имеют следующие недостатки:

В этом учебнике автор пытается предложить нечто лучшее.

Почему всё о программах? Мне нужен просто учебник!

Все компьютерные руководства касаются компьютерных программ. (Понятие программы разбирается ниже но поскольку надо объяснить тематику этой книги его приходится применять. Почему это так тоже будет ясно из дальнейшего текста.) Нет эксплуатации компьютера которая не имеет отношения к программам. Поэтому какую бы книгу вы не взяли с книжного лотка она описывает какие-то программы. Вот почему так много внимания уделяется программам и совсем нельзя найти литературу о компьютерах самих по себе. Она была бы бессмысленной.

Для кого эта книга.

Эта книга ориентирована на людей совершенно не знающих компьютерную область. Более подготовленные люди, возможно, тоже найдут тут некоторые прежде неизвестные сведения.

Тематика.

Это учебник для освоения компьютерных работ, охватывающий необходимую компьютерную грамотность, а также освещающий многие темы описывающие работу обычного потребителя (то есть пользователя). Это не учебник для узкой специальной подготовки.

Особенности этой книги.

Автор отдаёт себе отчёт в том что некоторые читатели хотят получить инструкцию. Однако этот путь не всегда хорош. Вы должны понимать что есть вопросы грамоты и есть вопросы дальнейшего образования. Грамота описывает что конкретно делать. Попытка описать конкретные действия вне грамоты приводит к огромным руководствам, чтение которых оставляет вас беспомощным как только меняется ситуация (а она будет меняться). Автор вам предлагает текст где предполагается что вы отделите в своём сознании конкретные действия от контекста работы, и будете понимать их как универсальные приёмы, и это так и есть. Этот путь сложнее в понимании но он позволяет делать гораздо больше.

Это акцентирует роль мышления в освоении компьютера. Без мышления трудно себе представить компьютерную практику и образование. Вам в частности придётся думать о том как привязать универсальные приёмы к конкретной ситуации работы. У способных читателей это редко вызовет трудности. Без мышления вы опять же становитесь беспомощными. Компьютерное образование и практика предъявляют к вам требования, об этом написано ниже.

Это не пошаговое руководство. Здесь нет инструкций для невежд, а есть полноценный учебник, предполагающий как чтение без использования компьютера, так и с ним. Это учебник классического вида. Для настоящего освоения компьютера необходимо иметь возможность работы за компьютером. Эта книга в отличие от многих других предполагает чтение документации прилагаемой к программам. Читать следует только ту документацию которая вам нужна.

Если вам этот подход не годится читайте другие пособия.

С другой стороны автор не может и не считает нужным описывать абсолютно всё что может быть нужно знать. Из этой книги вы узнаете как читать документацию программ и документы интернета. Вы сможете сами учиться. Сейчас, когда вы ещё не прочли книгу не обязательно наличие подключения к интернету если он не требуется для чтения учебника. В большинстве случаев эксплуатация интернета оплачивается, я не думаю что это потребует больших расходов если не рассматривать чтение книги через интернет. К вопросу интернета и компьютера мы ещё обратимся позже.

Поскольку это пособие общего профиля вам может потребоваться дополнительная литература. Возможно вы найдёте её в интернете.

Эту книгу нельзя распечатать.

Книга содержит описание работы с принтером, сканером, DVD и компакт - дисками (CD), как с наиболее используемыми устройствами (это информация для тех, кто ищет описание этих устройств), также вы узнаете немного о Flash. Из этого пособия вы узнаете как приобрести и оценить компьютер. Есть глава касающаяся самостоятельной сборки этого чуда техники. Есть глава об интернет.

Я не стану писать о ICQ, Odigo, Kazaa. Это популярные программы о которых вы сможете узнать сами. Первые две – для обмена мгновенными сообщениями, Kazaa – для передачи файлов.

Текст написан в тесном взаимодействии с опытом обычного пользователя. Это пособие в своей основе останется верным ещё долго, тем более если учесть его специфический подход.

Я прежде всего пишу не о том как делать, а о назначении поскольку невежество в этом приносит больше вреда чем незнание методики.

Иногда я буду подробно описывать, иногда – просто сообщать о возможностях. Такая разница в изложении в последнюю очередь объясняется подготовкой автора. Важные вопросы, а также возникающие при небольшой подготовке и недокументированные освещены подробно. Напротив, редко актуальные и типичные ситуации могут быть лишь упомянуты. Если я ожидаю что к этому моменту вы понимаете ситуацию и без меня, то не стану объяснять.

Я вынужден был использовать некоторые термины как может показаться не на месте. Например когда я вдруг делаю оговорку что имеются в виду РС-компьютеры когда вы не знаете что это такое. Это сделано чтобы избежать распространения этого текста на все типы машин. То есть это практический вопрос. Автор понимает что это может раздражать. Но другой возможности не видит. Поэтому с терпением и в достаточном количестве прочтите этот текст тогда он сложится в картину где всё будет понятно.

Алфавитный указатель книги по технически причинам может быть нетипичным. Вероятно в нём не все термины будут целиком а только часть слова.

Специализированные пособия. Что ещё можно и нужно прочесть.

Вам решать что вас больше интересует и устраивает. Если вам нужна книга по конкретным действиям в одной программе надо покупать специализированное пособие, но в нём не описаны азы. Значит ли это что надо будет покупать ещё книги? Если книжное изложение окажется лучшим в вашем случае - да. Стоит ли читать эту книгу, можно ли по ней учиться? Да. Может быть, лучше вместо неё обратиться к руководствам программ? Нет, они слишком узки и прагматичны для начала обучения, и просто не содержат «грамоты» .

Этот текст рассчитан на то что вы читаете документацию к программам. Кроме того вам следует посмотреть обзоры и статьи в журналах и интернете поскольку ситуация меняется и эта книга не может описать всего что может быть нужно, но не читать всё подряд. О роли интернет в вашем образовании написано ниже, она не мала. Причём сейчас книги его не заменят до конца так как другой характер информации. Никто не будет платить за технические параметры опубликованные в книге, и в библиотеке их не найти.

Много знать не требуется, но нельзя написать всё что может быть нужно тысячам читателей которых интересует разное. Я могу рекомендовать обновляемый текст «Компьютерных советов» в интернете по адресу www.sovety.net который является уникальным сборником полезных находок. В интернет есть качественная энциклопедия «народного» авторства на wikipedia.org. Также вы можете зайти на многие другие сайты – например на www.legko.ru и узнать более подробно о том что описано пунктирно тут. Также я хочу указать на массу общедоступных лекций по разным вопросам по адресу www.intuit.ru. Это институт дистанционного образования которым вы можете пользоваться даже не регистрируясь как ученик. На сайте www.computerbooks.ru есть учебники по специализированным программам, сетям, отдельным видам работ и пр. Технологии развиваются так быстро что книги могут устаревать раньше чем вы их будете читать. Поэтому обращайтесь в интернет.

И наконец об ошибках в документах которые распознаны. О процессе распознавания вы прочтёте ниже. Сейчас важно сказать что там могут быть ошибки. Они особенно опасны в случае искажения аббревиатур, терминов и цифр так как вы не сможете их проверить. В результате вы будете искать информацию которой нет или она не про то и делать не то что надо. Так можно испортить данные, «железо» и потратить деньги на ненужные вещи. Чтобы облегчить ситуацию вы можете обратиться к словарям. И будьте внимательны. Вы легко получите у пиратов или в интернете распознанные документы с оформлением и там не будет написано что они распознаны. Ошибки замены на похожий символ -- но далеко расположенный от правильного на клавиатуре -- показывают что документ распознан.

«Лишние» и обязательные главы.

Если вы собираетесь использовать компьютер только на работе где есть компьютерный техник или администратор то не следует использовать сведения глав посвященных вирусам, установке программ, техобслуживанию и пр. Тогда это - дело этого техника или администратора. В тексте глав я сделал заявления об этом. Отдельные замечания этих глав для вас важны но заменять собой специалистов когда они есть нельзя. Это может создать противоречия и хаос.

При домашнем использовании ситуация прямо противоположная - эта книга должна уменьшить количество вызовов компьютерных мастеров, берущих иногда за нехитрые услуги большие суммы - например только потому, что человек считает установку программы сложным делом, требующим технической и ещё какой-то недосягаемой подготовки.

Лучшее знание некоторым поможет в плане уверенности в себе.

Эта книга может быть прочтена частично. Вы должны решить нужны ли вам главы о распознавании, FTP и пр. Обязательные главы будут помечены звёздочкой.


Умственная нагрузка и способ чтения.

Конспект.

Этот текст потребует от вас работы. Конспект в 10-20 слов нужен в прикладных главах. Нужно повторное чтение и активная позиция читателя для создания связанного знания.

Как читать.

Умственная нагрузка может вызвать раздражение. Тогда считайте эту книгу особенной. Вы же не принимаете сразу весь флакон таблеток – и эту книгу можно читать понемногу. Это важно, от этого зависит результат. Не спеша просмотрите конкретные главы, и не спеша прочтите общие в том порядке, в котором они есть в книге.

Не старайтесь запоминать, не делайте усилий. Это книга не для зубрёжки а для овладения.

Следите за своим пониманием существенных моментов. Как только вы потеряете способность "класть на место" материал или почувствуете, что не осознаёте смысла, отложите чтение.

Наглядность и усвоение приёмов.

Не стесняйтесь обращаться к книге параллельно с действиями с компьютером. Всегда старайтесь видеть на экране то, чему учитесь. Вам нужна практика работы, в которую вкраплены новые приемы, новые знания. Так вы закрепите пройденное и на самом деле научитесь чему-нибудь.

Сильный мозг.

Допустим, вы в утомленном состоянии садитесь на диван, и начинаете читать. Такой способ, скорее всего, не годится. Нужен активный, следовательно, сильный мозг. Таким же он должен быть при управлении компьютером, предупреждаю... Компьютер заставит Ваш мозг работать интенсивно, иногда очень. Пик этой активности приходится именно на освоение.

Я советую вам собрать всё свое внимание когда вы учитесь. Это сэкономит вам время которое надо тратить вовсе не на инструмент а на цель.

Неслучайное чтение.

Это книга для организованного чтения. Её надо читать в расчёте на то что могут быть ссылки на другие главы. Это не отменяет того факта что вы можете пропустить некоторые главы смотря по ситуации.

Надёжность и точность текста.

Этот текст может произвести впечатление абсолютно надёжного. Когда речь идёт о простых фактах которые засвидетельствованы автором то это почти так. Но надо иметь в виду что эти факты могут относиться к ситуации которая на момент чтения уже прошла. Например, когда я пишу о какой-либо программе то имею в виду текущую и более или менее известную мне версию. Возможно, есть или будет выпущена новая версия.

Во-вторых кроме простых фактов в этом тексте могут быть суждения о более сложных явлениях, отражение личных вкусов, подхода, многозначные заявления и заявления которые на самом деле просто не столь категоричны как выглядят. Вообще опыт пользователя во многом интуитивен и опирается не на точное знание а на метод исключений. Поэтому он не очень надёжен. Автор на момент написания этого текста не обладает специальным образованием по части компьютерной техники и администрирования.

Это не является призывом во всём сомневаться. Другие книги – кроме справочников – часто такие же.

Не останавливайтесь.

Теперь несколько слов, которые могут вам пригодится пока вы пользуетесь этой книгой и потом. Обычно используются несколько сложных программ (я помню, что вы этого слова не знаете, но смысл вы поймёте). Не швыряйте книги и руководства в дальний угол пылиться если знаете азы! Чем сложнее программы тем более нужно знать их глубоко и тем больше издержки плохого знания. Это эмпирическое наблюдение. В ходе моей работы компьютерным консультантом у меня сложилось впечатление, что многие пользователи останавливаются в самообучении или иным способом ограничивают знание когда их образование еще не завершено. Из-за неполного знания или незнания теряются тысячи часов и тысячи нервных клеток. И чем более сложны программы тем больше они раздражают и непонятны при малом знании.

Сайт и почта автора. Ссылки в тексте.

Книга доступна в интернете с адреса pcmanual.narod.ru. Автор примет любые конструктивные соображения по поводу книги по адресу электронной почты pcmanual@panamail.ru

На сайте могут быть размещены дополнительные материалы – в общем более узкой тематики. Там же могут быть видеокурсы адаптированные чтобы их получение было дёшево.

В этой книге может быть подчёркнутый текст который выглядит как ссылка. Но он не будет технически отсылать читателя к другому документу как это обычно происходит при чтении компьютерных документов. Напротив, может быть текст оглавления который имеет работающие ссылки без подчёркивания. Начинающему читателю это заявление может быть непонятно но это и не обязательно понимать.

1 Конкурентом компьютера в плане доступа в интернет являются мобильные телефоны и смартфоны, коммуникаторы и ассистенты (PDA). В этой книге есть глава об интернет. Пока не все мобильные телефоны обеспечивают приемлемую работу с интернет в плане наглядности и удобства. Я не буду рассматривать возможности телефонов и смартфонов. Это не тема данной книги.