1 * Окна и сообщения. Рабочий стол. Панель задач. Стандартные элементы графического интерфейса.

Этот раздел очень важен для освоения компьютера. С описанными здесь экранными объектами вы будете сталкиваться постоянно, поэтому надо чётко понимать, зачем они нужны и как с ними обращаться. Роль конкретных элементов интерфейса, с которыми вы будете сталкиваться в работе, будет разной в зависимости от программы и назначения каждого элемента интерфейса.

Вот как выглядит запрос пароля.





Он является простейшим окном. Окном называют часть графического интерфейса, обычно обладающую заголовком (где написано «Снятие блокировки компьютера»), возможностью перемещения на экране с помощью мыши и смысловой законченностью. Вообще-то это понятие гораздо легче уловить интуитивно, чем определить. Окна наслаиваются друг на друга как листы бумаги – вместе со своим содержимым. Диалоговое окно – дочернее по отношению к основному и часто просто называется диалогом.

ОС будет выдавать вам сообщения. Например:




В данном случае сообщение об удалении является вопросительным. Оно находится над Рабочим столом ОС и над Панелью задач, которая несёт на себе экранную кнопку Пуск и две экранные кнопки окон, находящихся в свёрнутом состоянии. Такие же кнопки Да и Нет имеются на сообщении.

В любой момент активно либо окно какого – нибудь приложения, либо ОС. У активного окна заголовок окрашен не так, как у других – обычно в более тёмный цвет, что определяется настройками Windows. Кнопка активного окна была бы вдавлена на панели задач. Если программа неактивного окна требует внимания то его кнопка мигает но торопиться не надо. Программы будут ждать ваших действий неограниченно долго.

Можно работать только в активном окне.

Для перехода к окну надо щёлкнуть на нём или его кнопке на панели задач. Если ни одна кнопка окна на панели задач не нажата, то активна ОС и все ваши действия адресуются ей.

На поверхности рабочего стола видны ярлыки для доступа к сетевому окружению (в локальной сети) и Корзине операционной системы. Это мусорная корзина.

Вы уже столкнулись в этом описании с экранными кнопками. Пока я их называл экранными потому что иначе вы их будете путать с кнопками мыши и клавишами клавиатуры. А вообще их называют просто кнопками, а чаще даже не называют вовсе, а просто пишут «нажмите Нет» или «нажмите Да». Также экранной кнопкой является кнопка Х на рисунке. Это не икс, а значок закрытия, перечёркивания.

Кнопка может быть в рабочем или ослеплённом состоянии. Все показанные выше кнопки могут работать. Если бы они были в нерабочем состоянии, то надписи на них были бы блёклыми. Так вот, работающая кнопка нажимается при щелчке мышью – она утапливается и происходит реакция программы, определяемая смыслом надписи на кнопке. Кнопкой является всё похожее на кнопку, что выпукло и нажимается.

В отдельных программах кнопки сделаны более похожими на настоящие и они непрямоугольные. Но в их работе это ничего не меняет. Например:




Здесь кнопка со стрелкой не имеет надписи, но имеет назначение (о котором написано в справке к программе-плееру окно которой мы обсуждаем). Рядом с ней тоже кнопка, но нерабочая в этот момент. Чтобы неработающая заработала надо сделать какую - то операцию или перейти в другой режим. В данном случае неработающая кнопка – кнопка остановки воспроизведения (напоминаю, что это плеер). Естественно, что пока ничего не воспроизводится, нечего и останавливать.

Кнопки бывают разные в плане реакции на щелчок. Это всегда нажатие 1Л, но вот результаты могут быть разными. Кнопка может выдавать список который 1)требует щелчка на строке списка (или вне его для закрытия списка) 2)закрывается сам если вы уводите курсор в сторону. Кнопка может просто переключать какие-то параметры значения которых вы не видите, но сам параметр должен быть обозначен. Так, например, в окнах справок часто есть кнопка Шрифт. Каждый раз когда её щёлкают размер шрифта меняется проходя по кругу все возможные размеры и возвращаясь к исходному. Нужно думать и догадываться. Такие проблемы неприятны но можно сказать что они возникают от нетипичности, редкости типа кнопки. Если бы они были обычным явлением то как в других случаях после недолгого освоения возник бы автоматизм.

Показанный выше плеер имеет нетипичный вид. У его окна нет заголовка. Это пример отхода от стандартного интерфейса. Нестандартный интерфейс важен для вас в двух отношениях: 1)его части могут работать неожиданно 2)вы не всегда сможете уверенно работать потому что не знаете точно что это такое, зачем и как с этим обращаться. Но пока ещё такие выкрутасы мало распространены.

Вот пример крайне загадочного окна.




Тут вы даже не можете прочесть ничего рядом с кнопками. Интерфейс прямо не связан с качеством программы. Косвенная связь может быть потому что программист который создаёт нечто неудобное вряд ли хорошо подумал о пользователе.

Следующее, что вам надо усвоить – это довольно абстрактное понятие выделенной части, или выделения. Выделение – это окрашивание какой-либо части интерфейса или обведение его в рамку, показывающее, что именно этот элемент воспринимает ваши действия или действует в этот момент. Это понятие гораздо легче уловить интуитивно, чем определить.


Ниже показано меню, вызываемое экранной кнопкой Пуск.





Кнопка Пуск выводит меню, которое часто называют основным меню ОС Windows. Меню – это перечень самых разных операций, режимов, узлов и собирательных обозначений для дочерних уровней меню. В данном случае пункт Настройка породил подменю, и он выделен.

Меню существует для управления программой, оно является наиболее простым в освоении и наиболее информативным средством управления приложениями.

Общего вида меню не существует, и описать его невозможно. Его содержание задается

Вы можете узнать о меню программы из её справки.

Меню вызывается либо однократным щелчком левой кнопки мыши под заголовком окна:




либо однократным нажатием правой кнопки мыши в любой точке, в таком случае появляется контекстное меню, которое по смыслу связано с тем, на чём вы его вызвали





Чтобы задействовать строку меню (то есть пункт меню) достаточно щёлкнуть на нём.

Чтобы убрать подменю или контекстное меню, нажмите Esc. Затем может потребоваться нажать Esc ещё раз, чтобы выйти из родительского меню. В программах, запущенных под управлением Windows98, Me, 2000 пункты выделяются рамкой, а не цветом, как в Windows95, поэтому его не так хорошо видно. Нельзя убрать подзаголовочное меню и не надо.

Если пункт меню содержит многоточие, например: “Печать...”, то после его выбора операция (печать в данном случае) выполняется не сразу, а после того, как что - то будет сделано в диалоге к этому пункту. Это даёт пользователю возможность запустить операцию и узнать больше о ней из диалогового окна.

Если пункт меню блёклый, это значит, что он не работает в этой ситуации или этом режиме. Чтобы он заработал, надо сделать какую - то операцию или перейти в другой режим.

Важно смело пользоваться меню, ориентируясь по пунктам. Тем не менее следующая таблица объясняет назначение типичных пунктов меню в русифицированной и нерусифицированной программе. Конкретное меню может не содержать часть этих пунктов, но обычно их гораздо больше. Будем для простоты рассматривать редакцию текста.


В английской версии

В русифицированной версии

Назначение

File

Файл

Открыть подменю New. . . Exit (см ниже)

New

Новый

Создать файл (пустой)

Open

Открыть

Открыть файл

Close

Закрыть

Закрыть файл и его окно

Save

Сохранить

Сохранить содержимое открытого файла на носителе и этим сохранить от потери при отключении компьютера, обновить файл на носителе

Save as

Сохранить как

То же, но сохранить под новым именем или в другом формате, или в другом месте

Export

Экспорт

Сохранить открытый файл в другом формате

Import

Импорт

Открыть файл данных другого приложения

Property

Свойства

Показать свойства файла или документа, например размер

Print

Печать

Напечатать содержимое файла или его часть, изменить параметры печати

Page setup

Параметры страницы

Отрегулировать размер полей страницы документа и другие параметры. Они будут действовать при печати и отражаться на виде документа

Printer setup

Параметры печати

Показать и\или изменить установки принтера

Prewiew

Предварительный просмотр

Показать документ в том виде, в каком он будет напечатан

Exit

Выход

Выключить программу и закрыть её окно

Edit

Правка

Открыть подменю Cut. . . Replace (см ниже)

Cut

Вырезать

Скопировать в буфер обмена выделенный фрагмент или весь документ и удалить их из документа

Copy

Копировать

Скопировать в буфер обмена выделенный фрагмент или весь документ

Paste

Вставить

Вставить в документ содержимое буфера обмена

Select all

Выделить всё

Выделить всё, что есть в документе

Paste special

Специальная вставка

То же, что Paste, но есть несколько вариантов вставки того, что вставляют

Clear, Delete

Удалить

Удалить из документа

Find

Найти

Искать в документе

Replace

Заменить

Заменить один текст, шрифт и т. п. на другой

Undo

Отменить

Отменить последнюю операцию

Redo

Вернуть

Отменить последнюю отмену операции

Wiew

Вид

Открыть подменю Zoom In. . . Zoom Out

Zoom In

Масштаб

Увеличение и Изменить масштаб демонстрации документа (в русской версии)

Zoom Out

Уменьшение

То же но для уменьшения

Options, preferences

Параметры

Открыть подменю установок и режимов работы программы

Help или ?

? или Помощь

Открыть подменю вызова справок

Sensetive Help


Раскрыть окно справки к текущему действию

Keyboard


Показать раздел справки об использовании клавиатуры вместо мыши


Теперь объясню что такое линейки прокрутки.




Линейка прокрутки расположена справа на рисунке. Линейки существуют для движения верх-вниз, - если линейка вертикальная, или вправо-влево, - если линейка горизонтальная. На предыдущем рисунке линейка прокрутки находится справа от текста. Но она не работает. Если линейки нет, или она не работает, то вы видите что - то целиком.





Добавлен новый текст. На линейке появился ползунок между её стрелками. Теперь чтобы гонять текст вверх-вниз надо нажать левую кнопку мыши на ползунке, и, не отпуская, вести его вдоль линейки. Сравните два последние рисунка.

Теперь о радиокнопках (то есть «светофоре»). Смотрите рисунок.





Группы радиокнопок («светофор»). Кнопка может быть либо включена (первая сверху кнопка), либо выключена (нижняя кнопка), либо недоступна, т. е. неактивна (средняя кнопка). Итак, кнопки могут быть активны (верхняя и нижняя) или неактивны (средняя). Светофор существует для выбора одного варианта чего-либо. Выбранный вариант отмечен включённой радиокнопкой (можно сказать глазком.)

На рисунке показаны кнопки в группе. В группе одна кнопка должна быть включена, а другие - выключены. Когда другая кнопка становится включённой, эта кнопка выключается сама. Таким образом, в один момент может быть включена лишь одна кнопка. В группе обычно постоянно включена какая-нибудь одна кнопка, нельзя выключить все кнопки. Группа обычно обведена рамкой.

Кнопки, не входящие в эту группу, могут быть в любом состоянии, независимо от того, в каком состоянии находятся кнопки этой группы.

Приёмы работы: включить или выключить кнопку - 1л на ней или надписи к ней.

О списках. Смотрите рисунок.




Список, в отличие от меню, содержит однотипные элементы и служит для выбора одного из них.

Щелчок на стрелке списка разворачивает его в показанное состояние. Щелчок на строке в списке приводит к выбору строки и рассматривается программой как сигнал к новому состоянию или действию. Если вы раздумали что-либо выбирать просто нажмите на клавиатуре Esc.

Если в верхнюю строку списка можно редактировать вручную, то список называют комбинированным. После нажатия Enter новое значение принимается программой.

Поясню обращение со списком. Например, вы – заведующий складом, и у вас компьютерная регистрация приходящего товара. Компьютерная база данных обеспечена программной оболочкой, которая позволяет вам что-то делать с базой данных. Оболочка услужливо предлагает вам список уже приходивших товаров, некогда введённый вручную. Однако там нет того, что вы хотите ввести. Тогда вы пишете новое обозначение, нажимаете на клавиатуре Enter и оболочка базы данных принимает новое значение. В следующий раз оно будет в списке готовых вариантов, и набирать его не потребуется.

Кстати, хорошая оболочка не позволит вам засорять список одинаковыми названиями. Если вы вводите то, что уже есть, то новое обозначение не добавится новой строчкой чтобы таких строчек не было две. При этом никаких сообщений скорее всего не будет. Это уже зависит от программы. Если стоит задача подкидывать вам именно последние товары независимо от их типа, то одинаковых строк может быть сколько угодно и они будут сортированы по времени. Выше имелся в виду более типичный список где строки просто не должны повторяться. Такой список, скорее всего, будет тоже сортирован по времени, а мог бы по алфавиту.

Даже если вы начали забивать что-то в комбинированный список, вы можете выбирать из готового набора или нажать Esc, чтобы отказаться от любых действий со списком и привести его в исходное состояние.

О блокноте. Смотрите рисунок.




Блокнот это совокупность листов, каждый из которых имеет ярлык, как в записной книжке. Виден лишь один лист. Чтобы увидеть другой лист, надо нажать 1л на ярлыке к нему. Все ярлыки всегда видны, можно в любой момент вызвать любой лист.

Теперь про флажки. Смотрите рисунок.




Флажок может быть включён (имеет галочку), выключен (не имеет её), затенён или недоступен. Состояния флажка показывает выбрано ли что-либо, при этом на затенённом флажке галочка находится на тёмном фоне. Затенённый флажок означает неполное включение. Недоступный флажок имеет тёмный фон и не реагирует на щелчки мыши.

В группе (на рисунке в рамке группа Разное) могут быть включены два и более флажка. Состояние флажков в группе может определяться более сложными отношениями, чем в светофоре. Если включение радиокнопок описывается формулой “одна включена, другие отключены”, то включение конкретного флажка может зависеть от состояния другого флажка в группе и меняться в соответствии с ним автоматически, а какой - то третий флажок может отключать их оба или не зависеть ни от одного из них.

Сложные отношения между флажками иногда обуславливают необходимость сделать несколько попыток привести флажки в нужное состояние. Надписи к флажкам могут объяснить как зависят друг от друга флажки. Обычно флажки в группе независимы.

Иногда вместо галочки используется крестик. Это не меняет работы флажка.


Показанное выше дерево в котором выделена ветка Разное определяет какие флажки, кнопки и другие элементы интерфейса могут быть показаны и в каком отношении категории веток находятся между собой. Если категория имеет свои ветки, то к ней пристроен значок плюса\минуса. Выделенная ветка играет для программы роль параметра. Щелчок на категории выделяет её. Щелчок на плюсе или минусе сворачивает или разворачивает подкатегории.

Мы рассмотрели основные элементы управления. Другие подобные части экранного интерфейса встречаются реже. Они не стандартны, могут быть какими угодно и я не пытаюсь их предсказать. Однако все они управляются мышью и\или клавиатурой. Со временем вы будете всё быстрее разбираться с ними.